Богданова Анна Валерьевна
преподаватель БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж»
Компетенция и роль в ней: компетенция «Технологии информационного моделирования BIM», наставник, главный региональный эксперт
Анна Валерьевна, расскажите немного о себе: где выросли? где обучались?
Я родом из провинциального северного городка Онега. После окончания школы поступила в Вологодский строительный колледж. Обучалась на специальности 08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Логическим завершением моего обучения стал диплом Вологодского государственного университета по направлению подготовки «Инженер-строитель».
Как вы пришли в свою профессию? Кто помог с профессиональной ориентацией?
Я мечтала стать учителем начальных классов, вдохновляла меня тётя. Я любила наблюдать, как она проверяет тетради, ставит оценки и готовится к урокам. Когда пришло время выбирать место для дальнейшего обучения, я прислушалась к совету родителей и поехала сдавать вступительные экзамены в Вологодский политехнический университет. Нас, как иногородних, поселили в общежитие Вологодского строительного колледжа. Ежедневно, проходя мимо, мы решили подать документы, сдали вступительные экзамены-именно так я пришла в сферу строительства. Несмотря на то, что в ВУЗ я не поступила, ни разу не пожалела о том, что прошла именно такой путь в профессиональном становлении. Я могу с уверенностью сказать, что счастлива, так как сбылась детская мечта, пусть и с узкой специализацией.
Расскажите о своем опыте в вашей профессии.
В Вологодском строительном колледже я работаю с 2006 года. Начинала лаборантом, затем преподавателем дисциплин профессионального цикла. Стаж работы в образовании уже более 15 лет, за это время менялись дисциплины, студенты, коллеги, не менялось мое отношение к работе. Я считаю, что каждый из нас может внести посильный вклад в свое будущее, в будущее той сферы, с которой непосредственно связан. Для этого необходимо постоянно самосовершенствоваться. Возможно, многим, кто не работает в образовании, кажется наш труд сложным и однообразным. Сложный-да, преподаватель должен быть всегда в тонусе. Однообразный-нет, мы ежедневно общаемся с разными людьми, колледж-это большой живой организм, который не сможет существовать без взаимодействия, общения, развития. Каждый преподаватель-часть этого механизма. С 2015 года мы вступили в движение «Молодые профессионалы». При моем участии в регионе развивалась компетенция «Инженерный дизайн CAD». Мы наработали огромный опыт, взаимодействовали с работодателями, внедрили данное направление в конкурс по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Студенты неоднократно представляли Вологодскую область в Национальных чемпионатах по данной компетенции. В настоящее время я являюсь главным экспертом по компетенции «Технологии информационного моделирования BIM». Уже два года мы развиваем данное направление в регионе. Очень радостно, что мы находим отклик в сердцах студентов.
Расскажите о вашей компетенции? Сколько конкурсантов участвовало в вашей компетенции (будут соревноваться в этом году? — если соревнования только предстоят). Кто и откуда в ней участвует?
Компетенция «Технологии информационного моделирования BIM» впервые была представлена в Вологодской области в рамках VIII Регионального конкурса по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в мае 2023 года. Так как данное направление в настоящее время очень востребовано и перспективно, не составило большого труда заинтересовать потенциальных участников соревнований. За звание лучшего боролись 5 студентов из двух образовательных организаций-это представители БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж им. А.А. Лепехина» и БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж». Компетенция «Технологии информационного моделирования BIM» пока проводится только на региональных этапах, но я очень надеюсь, что уже на Национальном финале в 2024 году наш регион сможет заявить о себе в области информационного моделирования.
Расскажите об экспертах в вашей компетенции? Кто оценивает соревнования?
Эксперты являются важным звеном в любом конкурсном движении. От их независимой оценки, подхода зависит слаженная работа и справедливость оценки. Я, как главный эксперт, прикладываю все усилия, чтобы на площадке не возникало спорных ситуаций, считаю, что любой вопрос нужно решать в диалоге. От настроения эксперта — наставника напрямую зависит результат.
Расскажите, пожалуйста, подробнее, где могут себя применить конкурсанты в вашей компетенции? Кем они могут работать?
В настоящее время цифровизация коснулась и области строительства. Появляются новые профессии: BIM-мастер, BIM-координатор, BIM-специалист и пр. Суть данного направления-работа с цифровой копией будущего или существующего здания. Моделирование, адаптация, координация, эксплуатация и т.д. Крупные проектные организации, девелоперы испытывают дефицит высококвалифицированных кадров, обладающих навыками информационного моделирования. Если студент или выпускник будет обладать базовыми знаниями и практическим опытом в данной области и понимать общие принципы работы, он будет востребован на рынке труда.
Какие задания должны выполнить участники?
В рамках конкурсного задания студенты выполняют информационную модель здания по чертежам. Заполняют геометрические и атрибутивные данные. Оформляют чертежи.
По каким критериям оценивается работа конкурсанта?
Работа экспертов заключается в том, чтобы оценить качество информационной модели и соответствие заданных параметров. Немалую роль играет знание стандартов отрасли по оформлению рабочей документации. В целом, оцениваются навыки работы в программе, умение читать и оформлять чертежи.
Какие из навыков вы считаете ключевыми в вашей компетенции? Что должен уметь специалист в вашей области? Какие черты характера могут помогать или мешать деятельности??
Нестандартно мыслить и желание достичь цели — особенность успешного BIM-специалиста. Я считаю, данное качество важно во всех отраслях. Невозможно добиться успехов, действуя по шаблону. Во время массовой цифровизации, информатизации мы должны быть готовы решать самые, казалось бы, нерешаемые задачи. Я часто использую фразу: «Нет такого слова «не могу», есть такое слово «не хочу»!» Для того, чтобы добиться успехов в области информационного моделирования нужно быть готовым постоянно развиваться, самосовершенствоваться, изучать новые программные продукты, нормативную документацию. Это колоссальный труд! Но результат взаимодействия команды, работающей над проектом, стоит затраченных сил, энергии и времени. На основе своего опыта могу сделать вывод, что в отрасли информационного моделирования могут работать люди с разными темпераментами, характерами, привычками. Данная область настолько обширна, что найдется работа по душе каждому.
Могут ли знания, полученные в вашей компетенции, быть использованы при работе на других специальностях?
Геодезия, картография, дорожное строительство, дизайн, архитектура, строительство, проектирование — это далеко не весь список отраслей, где применяются технологии информационного моделирования.
Спасибо, Анна Валерьевна, за интервью и желаем Вам дальнейшего профессионального саморазвития и творческого вдохновения!