
Вакулин Геннадий Михайлович
Место работы: БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А.А. Лепехина»
Компетенция и роль в ней: «Резьба по дереву», эксперт-наставник.
Вопросы о компетенции в Чемпионате
Расскажите о вашей компетенции? Сколько конкурсантов участвовало в вашей компетенции. Кто и откуда в ней участвует?
Компетенция «Резьба по дереву» представляет собой целый комплекс знаний, навыков и умений, необходимых для успешного выполнения работ, связанных с созданием художественных изделий и практических предметов из дерева с использованием техники резьбы. В данной компетенции принимают участие две категории: школьники и студенты. В каждой категории соревнуются от 5 до 6 человек. В 2024-2025 году по традиции на базе Череповецкого строительного колледжа продолжатся соревнования по компетенции «Резьба по дереву». участие принимают школьники и студенты из образовательных учреждений Вологодской области.
Расскажите, пожалуйста, подробнее, где могут себя применить конкурсанты в вашей компетенции? Кем они могут работать?
Мастера резьбы могут стать независимыми художниками, создавая уникальные скульптуры, предметы интерьера или декоративные элементы. могут устроиться на производство мебели, где потребуются навыки работы с деревом для создания уникальных и качественных изделий. Также, есть возможность выйти на рынок труда, предлагая услуги по индивидуальному заказу. Участники конкурса могут устроиться на производство мебели. Конкурсанты могут объединяться в творческие мастерские или кооперативы, где они могут совместно работать над проектами, учиться друг у друга и делиться опытом, а также коллективно принимать заказы. Или создавать свой контент в социальных сетях.
Какие задания должны выполнить участники?
У всех разное задание. Так, например, школьникам необходимо выполнить изделие «разделочная доска с геометрической резьбой». Студентам — выполнить изделие «декоративное панно с плетеным растительным орнаментом».
Какие критерии оценивания?
Выполнение конкурсного задания оценивается по определённым критериям, таким, как: нанесение чертежа на деревянное панно в соответствии с эскизом конкурсного задания; соблюдение техники безопасности; качество выполнения плосковыемчатой резьбы и др..
Какие из навыков вы считаете ключевыми в вашей компетенции? Что должен уметь специалист в вашей области? Какие черты характера могут помогать или мешать деятельности?
Для меня резьба по дереву – это искусство, требующее сочетания технических, художественных и практических навыков. Так, например, в технических навыках важно владеть инструментами, уметь пользоваться резцами, ножами, скобелями и другими инструментами. Так же важна и точность, аккуратность, иметь хорошее чувство расстояния и линии, чтобы резьба была ровной и симметричной. Необходимо уметь читать чертежи. Способность видеть красоту в форме, текстуре и пропорциях помогает создавать уникальные вещи!
Понимание различных стилей резьбы по дереву, таких как народные или классические техники, позволяет расширять свои горизонты. Это и выносливость, терпение, умение различать виды древесины, их характеристики, а также важно находить нестандартные решения для сложных задач, возникающих в процессе работы.
Каждый из этих навыков играет важную роль в успешной практике резьбы по дереву и может быть улучшен с помощью общения с наставником, практики и опыта.
Могут ли знания, полученные в вашей компетенции, быть использованы при работе на других специальностях?
Да, знания и навыки, приобретенные в компетенции «Резьба по дереву», могут быть весьма полезны в ряде других специальностей и областей. Например, строительство и ремонт, дизайн и искусство, ремонт и реставрация, образование и преподавание, производственные специальности (мастер по дереву, ремесленник) и даже терапия через искусство, ведь резьба по дереву может использоваться как форма арт-терапии, способствующая снятию стресса и развитию концентрации. Работа с руками и творческий процесс могут улучшить общее душевное состояние и внимание. Такой широкий диапазон применения навыков конкурсов в резьбе по дереву подчеркивает важность этой компетенции в современном обществе и ее многообразные возможности для профессионального роста и самовыражения.
Расскажите об экспертах в вашей компетенции. Кто оценивает соревнования? Какую роль в ходе чемпионата выполняют индустриальные эксперты и эксперты-наставники?
На площадке работают профессионалы своего дела, у которых за плечами многолетний опыт. Индустриальные эксперты предлагают возможность узнать о перспективах трудоустройства, а также дают рекомендации по развитью определённых профессиональных качеств востребованных у работодателей.
Вопросы личного характера
Расскажите немного о себе: где выросли? где обучались?
Вырос я в Воронежской области, там же провёл всё детство. Воспитывался в семье железнодорожников.
Как вы пришли в свою профессию? Кто помог с профессиональной ориентацией?
С детства, со школьной скамьи занимался столярным делом, а выбрал профессию случайно. Изначально планировал поступать в техникум изобразительного искусства, но судьба распорядилась иначе. На тот момент в городе открылось училище № 40. Я зашёл посмотреть из любопытства, какие предлагают специальности и увидел профессию «Столяр строительный». Так как я с ранних лет увлекался работой с деревом, то мой выбор был определён тут же.
После училища по совету мастера п\о подал документы в Воронежский индустриально-педагогический техникум. После окончания был направлен в Вологодское управление образования. По профессии столяр я тружусь с 80 года. И 38 лет работаю мастером производственного обучения в Череповецком строительном колледже.
Есть ли в вашей семье представители этой профессии? Если да, то расскажите о них подробнее. Если нет, то кем работают ваши родственники.
Родные не связаны с моим профилем работы, они железнодорожники и трудятся в сфере сельского хозяйства.
Занимаетесь ли общественной деятельностью?
Да, это возможность поделиться своим опытом, привить чувство любви и желания трудиться по своей профессии. Ранее участвовал в семейных клубах детей инвалидов.
Остается ли время на увлечения?
На данный момент — это увлечение резьбой по дереву. Передача своих знаний детям и внукам. Выполняю различные поделки, предметы первой необходимости для друзей и знакомых. Участие в съёмках различных творческих короткометражных фильмов о своей деятельности. Являюсь активным участником учебно-производственного комплекса. ЧСК.
Спасибо, Геннадий Михайлович, за интервью и желаем Вам дальнейшего профессионального саморазвития и творческого вдохновения!