Подведены результаты регионального конкурса «Лучшие практики инклюзивного образования», который проходил с 23 ноября по 23 декабря и позволил выявить лучшие практики и технологии в области инклюзивного образования. Организаторами конкурса выступили Департамент образования Вологодской области, АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования, Управление образования мэрии города Череповца, бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова».

В этом году в конкурсе приняли участие 36 специалистов из 19 образовательных организаций Вологодской области:

—  десять дошкольных образовательных учреждений города Череповца (МАДОУ «Детский сад № 8», МАДОУ «Детский сад № 33», МАДОУ «Детский сад № 46», МАДОУ «Детский сад № 78», МАДОУ «Детский сад № 119», МАДОУ «Детский сад № 124», МАДОУ «Детский сад № 125», МАДОУ «Детский сад № 127», МБДОУ «Детский сад № 102», МБДОУ «Детский сад № 122»);

—  три школы (МОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2», г. Вологда, МАОУ «СОШ № 25» и МАОУ «СОШ №27», г. Череповец) и МАОУ «Центр образования № 44», Череповец;

—  пять учреждений среднего профессионального образования (БПОУ ВО «Белозерский индустриально-педагогический колледж им. А.А. Желобовского», БПОУ ВО «Вологодский колледж технологии и дизайна», БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум», БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж им. А.А. Лепехина», БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова»).

Для экспертной оценки теоретического и практического уровня было заявлено 25 индивидуальных и коллективных конкурсных работ, содержащих описание инклюзивных практик, представленных педагогическими и управленческими работниками, педагогами-психологами, дефектологами, логопедами, мастерами производственного обучения Вологодской области. Жюри конкурса, в составе представителей образовательных и общественных организаций, под председательством Юриной Е.А., директора Череповецкого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, определило победителей и призеров конкурса.

В номинации «Лучшие инклюзивные практики в дошкольном образовании» победителем стал авторский коллектив специалистов МАДОУ «Детский сад № 127» г. Череповец (Донцова А.А., воспитатель, Иохим Л.С., педагог-психолог, Ожогина Л.Н., учитель-логопед, Черняева И.Ю., воспитатель), который представил проект «Инновационные технологии как средство повышения уровня адаптации у детей старшего дошкольного возраста к условиям ДОУ»; второе место заняли Харитонова Т.А., инструктор по физической культуре, и Хватова С.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 122» (г. Череповец) с проектом «Организация   коррекционно-оздоровительных   занятий   с детьми подготовительной группы в условиях дошкольного образовательного учреждения, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата»; третье место — Дмитричева Н.С., воспитатель группы компенсирующей направленности МАДОУ «Детский сад № 78» (г. Череповец), которая представила работу «Использование кинетического песка как здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ».

В номинации «Лучшие инклюзивные практики в школьном образовании» первое место заняли Кузнецова Н.К. и Полетаева Г.В., учителя МАОУ «Центр образования № 44» (г. Череповец), которые представили работу «Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Безопасность»; второе место заняла Ртищева Т.С., учитель МАОУ «СОШ № 27» (г. Череповец), которая представила на суд жюри практику «Специфика работы с ученицей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательного класса. Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»; конкурсная работа «Занятие внеурочной деятельности по внеклассному чтению в 11 классе для детей с нарушением слуха, с умственной отсталостью» позволила Ганичевой Е.А., воспитателю МАОУ «Центр образования № 44» (г. Череповец), занять почетное третье место.

В номинации «Лучшие инклюзивные практики в учреждениях среднего профессионального образования» победителем стала Е.В. Учуваткина, методист РУМЦ по направлению подготовки «Транспорт» БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова», которая представила на конкурс работу «Организация и проведение практических работ для студентов СПО с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)»; второе место заняла Семина А.В., мастер производственного обучения БПОУ ВО «Вологодский колледж технологии и дизайна», которая познакомили с опытом своей работы «Создание условий для успешной социализации студентов с инвалидностью и ОВЗ. Роль куратора учебной группы»; почетное третье место заняла А.О. Громыко, тьютор Регионального центра поддержки инклюзивного профессионального образования БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова», с практикой «Схема тьюторского сопровождения в профессиональной образовательной организации».

В номинации «Лучшие инклюзивные практики в системе дополнительного образования детей» первое место заняли представители БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум» (Абрамова В.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Пашкова Т.А., педагог-психолог), которые представили проект «Развитие творческой активности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»; Гульнева Н.А., мастер производственного обучения БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж им. А.А. Лепехина», заняла почетное второе место, представив работу «Реализация дополнительной внеурочной (общеразвивающей) программы «Способы декоративной отделки столярных изделий и конструкций».

Организаторы выражают благодарность всем участникам конкурса!