Подведены результаты регионального конкурса «Лучшие практики инклюзивного образования», который позволил выявить лучшие практики и технологии в области инклюзивного образования. Организаторами конкурса выступили Департамент образования Вологодской области, АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования, Управление образования мэрии города Череповца, бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова».
В этом году в конкурсе приняли участие 56 специалистов из 29 образовательных организаций Вологодской области 5 муниципальных районов (Тотемский, Усть-Кубинский, Кичменгско-Городецкий, Шекснинский, Вытегорский) и 2 городских округов (Вологда, Череповец):
- одиннадцать дошкольных образовательных учреждений (г. Череповец: МАДОУ «Детский сад № 15», МАДОУ «Детский сад № 55», МАДОУ «Детский сад № 65», МАДОУ «Детский сад № 78», МАДОУ «Детский сад № 122», МАДОУ «Детский сад № 125»; г. Вологда: МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №111; г. Тотьма: МБДОУ «Тотемский детский сад №1», МБДОУ «Тотемский детский сад №9»; с. Кичменгский Городок: БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка», пос. Шексна: МДОУ «Детский сад «Светлячок);
- 3 центра образования (с. Устье, Усть-Кубинский р-он: МАОУ «Усть-Кубинский центр образования»; г. Череповец: МАОУ «Центр образования № 44»; г. Вологда: МАОУ «Центр образования № 42»);
- три школы (г. Череповец: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»; г. Вологда: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22 имени Ф.Я. Федулова», МОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ № 2»);
- МАОУ ДО «Центр детского творчества и методического обеспечения», г. Череповец;
- семь учреждений среднего профессионального образования (БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А.А. Лепехина», БПОУ ВО «Вологодский колледж технологии и дизайна», БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум», БПОУ ВО «Вологодский индустриально-транспортный техникум», БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова», БПОУ ВО «Вологодский колледж сервиса», БПОУ ВО «Губернаторский колледж народных промыслов»);
- ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», институт педагогики и психологии, кафедра дефектологического образования.
Для экспертной оценки теоретического и практического уровня было заявлено 44 индивидуальных и коллективных конкурсных работ, содержащих описание инклюзивных практик, представленных педагогическими и управленческими работниками, педагогами-психологами, дефектологами, логопедами, мастерами производственного обучения Вологодской области. Жюри конкурса, в составе представителей образовательных и общественных организаций, под председательством Юриной Е.А., директора Череповецкого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, определило победителей и призеров конкурса.
В номинации «Лучшие инклюзивные практики в дошкольном образовании» победителем стали представители МАДОУ «Детский сад № 122» г. Череповец (Крючкова С.В., заведующий, Соколова Н.В., старший воспитатель), которые представили проект «ЭКО-стадион» как средство организации деятельности по физическому и экологическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении»; второе место заняла Дмитричева Н.С., воспитатель группы компенсирующей направленности МАДОУ «Детский сад № 78» (г. Череповец) с работой «Нейроигры на песке» (использование метода «Sand-art» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ)»; третье место — Смирнова С.Б., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №111 «Медвежонок» (г. Вологда), которая представила работу «Художественно-эстетическое развитие детей с ООП современными средствами предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО на примере использования технологии «МУЗОГРАММЫ».
В номинации «Лучшие инклюзивные практики в школьном образовании» дипломы победителя и призеров конкурса будут направлены в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22 имени Ф.Я. Федулова» (г. Вологда): первое место заняли Орсаг Ю.В., директор, и Городишенина О.И. заместитель директора, учитель английского языка, которые представили «Алгоритм разработки учебного плана адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2, I отделение)»; второе место заняла учитель-дефектолог Рагимова Севинч Айдын кызы, которая представила на суд жюри практику «Формирование социально-коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития младшего подросткового возраста в рамках коррекционно-развивающего курса «Я развиваюсь»; методические рекомендации по организации интенсива практической логопедии в образовательной организации на тему «Взаимодействие учителя-логопеда, учителей начальных классов и родителей по профилактике дисграфии младших школьников с ограниченными возможностями здоровья» учителя-логопеда Чижковой Н.В. заняли почетное третье место.
В номинации «Лучшие инклюзивные практики в учреждениях среднего профессионального образования» победителями стали представители БПОУ ВО «Вологодский колледж сервиса» (Слухова-Подольская О.С., директор, Чиркова О.А., заместитель директора по учебной работе), которые представила на конкурс проект «Сонаставничество»; второе место заняла Соломатина А.В., преподаватель БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А.А. Лепехина», которая познакомила с опытом своей работы «Практика сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в профессиональной образовательной организации: разработка фонда оценочных средств и диагностических методик для оценки уровня подготовленности педагогов учреждений СПО к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидами»; почетное третье место заняла Воронова А.С, мастер производственного обучения БПОУ ВО «Губернаторский колледж народных промыслов», с проектом – выставкой «Кружевная симфония».
В номинации «Лучшие инклюзивные практики в системе дополнительного образования детей» участвовали педагоги дополнительного образования МАОУ ДО «Центр детского творчества и методического обеспечения» (г. Череповец): первое место заняла Степанова М.В. с проектом «Организация инклюзивного обучения в объединениях художественной направленности в учреждении дополнительного образования»; второе место — Сычева Т.Д., проект «Инклюзивное обучение «особых» детей в рамках реализации программы предшкольной подготовки в условиях учреждения дополнительного образования», Обухова Л.Г. и Цветкова М.Ю. заняли почетное третье место, представив работу «Развитие коммуникативных компетенций учащихся с ОВЗ, через реализацию индивидуального развивающего маршрута».
В этом году конкурс расширил свои границы, в новой номинации «Лучшие профориентационные практики инклюзивного образования» свои работы представили специалисты общего и профессионального образования. Победителем стали специалисты МАОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 35» (г. Череповец) (Кокосова И.В., директор, и заместители директора Адам В.Н., Еремичева С.Н., Берникова И.Н.), которые представили проект «Система работы по профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; второе место заняли представители ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», институт педагогики и психологии, кафедра дефектологического образования (Бондаренко О.М., ведущий специалист по учебно-методической работе кафедры дефектологического образования, Глухова О.А., специалист по учебно-методической работе, руководитель научного кружка кафедры дефектологического образования) с комплексом профориентационных инклюзивных мероприятий «Уроки особого детства»; почетное третье место занимает Усова Н.С., руководитель регионального центра развития движения «Абилимпикс», БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова», которая представила работу «Информационно-логистический класс как профориентационная площадка для учащихся 9-11-х классов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья».
Организаторы выражают благодарность всем участникам конкурса!