ИНКЛЮЗИВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Федеральные и Региональные документы
УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г № 181 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ
Распоряжение Минпросвещения России от 28.01.2021 г. № Р-28 "О создании Федерального методического центра по инклюзивному образованию"
Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. 10 апреля 2023 года № 3838п-П8
Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. 21 декабря 2021 года № 14000п-П8
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. (С изменениями и дополнениями от: 22 февраля, 30 марта, 26 апреля, 11 сентября, 4 октября 2018 г., 22 января, 29 марта 2019 г.)
Постановление Правительства РФ от 14 августа 2013 г. № 697 "Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (комиссии) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности"
Распоряжение Минпросвещения России от 09 сентября 2019 г. № Р-93 "Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 августа 2022 г. № 2253-р
ПРИКАЗЫ
Приказ Минобрнауки России от 04.04.2022 г. № 285 "О рабочей группе по реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц"
Приказ Минпросвещения РФ № 241 от 15.04.2022 "Об утверждении методики расчета показателей федерального проекта "Повышения уровня обеспеченности инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а так же уровня профессионального развития" государственной программы "Доступная среда" "Темп роста или снижения численности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (по отношению к значению показателя предыдущего года)" и "Доля студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости"
Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28.12.2022 № 2736 "Об утверждении календаря проведения всероссийских культурно-массовых мероприятий с участием инвалидов на 2023 год"
ПОЛОЖЕНИЯ
Положение о создании и деятельности ресурсного учебно-методического центра в системе среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, утверждено первым заместителем Министра просвещения Российской Федерации А.В. Бугаевым 30 августа 2021 года
Перечень закрепления территорий (субъектов РФ) за ресурсными учебно-методическими центрами в системе среднего профессионального образования, утвержден директором Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения В.С. Неумывакиным 8 ноября 2021 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
О деятельности и задачах ФМЦИО в системе среднего профессионального образования_Презентация ФМЦИО
Методические рекомендации по подготовке заключений о соблюдении требований по обеспечению условий доступности объектов и предоставляемых услуг в сфере образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / Д.Р. Макеева, К.Б. Байгундина, Н.С. Климохина - М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. – 15 с.
Стандарты обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и лиц с ОВЗ в БПО и РУМЦ СПО, разработанные согласно ГОСТ Р 51261-2017, утверждены проректором ФГБОУ ДПО "Института развития профессионального образования" И.Н. Грибановым
Методические рекомендации по комплексному психолого-педагогическому, в том числе тьюторскому, сопровождению студентов с инвалидностью, обучающихся по программам среднего профессионального образования / Д.Р. Макеева, Е.А. Канатникова, Е.А. Деникаева [и др.]. – М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. – 53 с.
Методические рекомендации по созданию региональных специализированных мастерских на базе профессиональных образовательных организаций в целях содействия дальнейшей трудовой занятости выпускников, имеющих интеллектуальные нарушения / Д.Р. Макеева, Е.А. Канатникова, Т.А. Соловьева, Н.В. Чигряй, Л.В. Шмунк, Е.А. Тинькова, О.В. Солодянкина – М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. – с. 39.
Методические рекомендации по разработке и реализации примерных адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования / Д.Р. Макеева, Е.А. Канатникова, Е.А. Деникаева, Е.В. Николаева – М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. – 53 с.
Методические рекомендации по проведению мониторинга трудоустройства выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования из числа инвалидов молодого возраста. / Макеева Д.Р., Климохина Н.С., Ильченко З.А., Негодина О.С.– М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. – 20 с.
Методические рекомендации по внедрению единых требований к наличию специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образования и профессионального обучения. / Макеева Д.Р., Провоторохова Е.И., Татыева Е.В. – М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. – 28 с.
Методические рекомендации по проведению повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения по компетенциям, необходимым для работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе включая типовую программу повышения квалификации / Макеева Д.Р., Оборотова С.А. – М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. – 22 с.
Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности по программам профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития) / Д.Р. Макеева, Е.А. Канатникова, Е.В. Николаева, Е.А. Деникаева – М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. – 33 с.
Методические рекомендации по реализации типовой модели инклюзивных профориентационных смен / Макеева Д.Р., Грибанов И.Н., Оборотова С.А. – М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. – 13 с.
Перечень наиболее востребованных профессий/специальностей в системе среднего профессионального образования и профессионального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основных нозологических групп по состоянию на 1 июня 2021 года, утвержден проректором ФГБОУ ДПО "Институт развития профессионального образования" И.Н. Грибановым
СБОРНИКИ ЛУЧШИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК
Выпуск 1. Региональный опыт реализации инклюзивного профессионального образования. Формы и технологии профориентационной деятельности в инклюзивном образовании. Атласы доступных профессий
Выпуск 2. Опыт реализации подготовки волонтеров. Формирование активной жизненной позиции лиц с инвалидностью и ОВЗ
Выпуск 3. Методики и технологии реализации программ профессионального обучения для лиц с интеллектуальными нарушениями
Выпуск 4. Практика организации физкультурно-спортивной деятельности в инклюзивном пространстве СПО и успешные практики воспитательной и спортивно-массовой работы по созданию инклюзивной среды в СПО. Практики трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ
Выпуск 5. Практики тьюторского сопровождения в сфере инклюзивного образования
Выпуск 6. Региональные практики сетевого и межведомственного взаимодействия и работы с партнерами в сфере инклюзивного образования. Нормативно-правовая база. Региональный опыт
Выпуск 7. Методики и технологии разработки и реализации адаптированных образовательных программ для людей с инвалидностью и лиц с ОВЗ различных нозологий
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Закон Вологодской области от 17.07.2013 № 3141-ОЗ (ред. от 08.06.2020) "О среднем профессиональном образовании в Вологодской области" (принят Постановлением ЗС Вологодской области от 26.06.2013 N 554) (вместе с "Положением о базовой организации государственной профессиональной образовательной организации области")
Постановление Правительства Вологодской области от 13.06.2017 № 518 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки детям-инвалидам и лицам из их числа, признанным инвалидами в установленном порядке после достижения ими возраста 18 лет, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования"